Персональные данные

Личные дела работников

Обязательно ли вести личные дела сотрудников? Согласно какому документу необходимо осуществлять их обработку и хранение?

На практике под "личным делом сотрудника" понимается некий перечень документов, полученных от сотрудника и оформленных на него при приеме и в процессе работы. В нем хранятся копии паспорта, свидетельства ИНН, диплома о высшем образовании и т.д., а также заявления и приказы о приеме на работу, о предоставлении отпусков, поощрениях, командировках и др.
При этом трудовое законодательство предусматривает обязанность по ведению личных дел только в отношении:

  • госслужащих (ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • муниципальных служащих (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ); 
  • военнослужащих (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Иные организации заводить личные дела на своих сотрудников не обязаны. Однако, если работодатель все же решает вести личные дела, то нужно учесть, что все документы, которые в него помещаются, содержат личные данные работника. Поэтому обрабатываться, использоваться и храниться личные дела должны с учетом требований гл. 14 ТК РФ и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". Как правило, в этих целях разрабатывается Положение о порядке обработки персональных данных и их защите, с которым сотрудники и их представители должны быть ознакомлены под роспись (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ). Кроме того, важно отметить, что любой работник должен иметь свободный бесплатный доступ к своим персональным данным в соответствии со ст. 89 ТК РФ.

Возврат к списку