Прием на работу

Просроченный паспорт

Можно ли оформить на работу человека с просроченным паспортом?

Работодатель не вправе принять соискателя на работу по просроченному паспорту. Необходимо затребовать иные документы, удостоверяющие личность соискателя.
В Трудовом кодексе РФ четко перечислены документы, которые будущий работник должен предъявить при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ). Прежде всего это паспорт или иной документ, удостоверяющий личность соискателя.
Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828). Паспорт обязан иметь каждый гражданин Российской Федерации, достигший 14-летнего возраста и проживающий в Российской Федерации. Срок действия паспорта гражданина Российской Федерации составляет (п. 7 указанного Положения):
от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;
от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;
от 45 лет - бессрочно.
То есть по достижении гражданином определенного возраста паспорт надо менять. Следовательно, паспорт с истекшим сроком действия является недействительным документом и работодатель не вправе принять его в качестве документа, удостоверяющего личность. А значит, если соискатель при приеме на работу предъявляет паспорт с истекшим сроком действия, то необходимо попросить у него иной документ, удостоверяющий его личность.
Понятие "иной документ, удостоверяющий личность" в ТК РФ не раскрыто. Однако исходя из анализа нормативных актов к "иным документам" можно отнести, например (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"):

  • военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления общегражданского паспорта (Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2006 N КАС06-360), п.41 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 07.12.2009 N 339);
  • документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории РФ);
  • паспорт моряка (удостоверение личности моряка);
  • справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемым и обвиняемым.

Таким образом, при приеме на работу взамен просроченного паспорта можно потребовать любой из вышеуказанных документов, а при получении работником паспорта оформить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении реквизитов документа, удостоверяющего личность работника.


Возврат к списку