Индивидуальный предприниматель

Может ли ИП принять себя на работу

Может ли индивидуальный предприниматель быть работником и работодателем в одном лице, то есть начислять себе заработную плату, делать записи в своей трудовой книжке о приеме самого себя на работу, а затем сделать запись об увольнении?

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст.16 ТК РФ). Согласно ст.20 ТК РФ работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. В свою очередь, работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. При этом для целей Трудового кодекса РФ работодателями - физическими лицами признаются, в частности, физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (часть третья ст. 11 ТК РФ).
Поскольку в соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между двумя сторонами трудовых отношений (работодателем и работником), являясь работодателем, индивидуальный предприниматель не может одновременно являться и другой стороной в трудовом договоре (работником). Заключение двустороннего соглашения с самим собой противоречит не только Трудовому кодексу РФ, но и здравому смыслу.
Заработной платой именуется вознаграждение, выплачиваемое исключительно в рамках трудовых отношений (ст. 56, ст. 129 ТК РФ). В связи с тем, что трудовые отношения у предпринимателя с самим собой возникнуть не могут, не может идти речи и о выплате себе заработной платы.
В силу части третьей ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Учитывая, что трудовые книжки ведутся на работников, с которыми работодатель заключил трудовые договоры, а индивидуальный предприниматель не может заключить трудовой договор с самим собой, он не вправе в связи с этим вести трудовую книжку в отношении самого себя, что, в свою очередь, предполагает невозможность внесения соответствующих записей в трудовую книжку.
При этом индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность, может стать работником в том случае, если заключит трудовой договор с работодателем, которым может быть как организация, так и другой индивидуальный предприниматель.

Возврат к списку