Моя корзина
В корзине 1 товар
на сумму 0 руб.
+7 (495) 120-02-72

8 (800) 500-92-16

Часто задаваемые вопросы

В этом разделе мы собрали ответы экспертов на наиболее интересные и часто задаваемые вопросы.

Найти нужную информацию можно либо воспользовавшись строкой поиска, либо зайдя в соответствующий раздел.

Мы будем дополнять информацию в этом разделе.

Задавать новые вопросы по-прежнему можно в соответствующих темах на Форуме.

Часто задаваемые вопросы

Военно-учетный стол (ВУС)

  • Документы по ведению воинского учета
  • Журнал проверок
  • Личная карточка Т-2
  • Постановки организации на воинский учет
  • Назначение ответственного за ведение воинского учета
  • Рабочая папка
  • Проверка: на что смотрят
  • Кто из работников должен состоять на военном учёте
  • Документы по ведению воинского учета

    Какие документы по ведению воинского учета граждан должны быть в организации?

    В каждой организация (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):

    1. Приказ "Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе" (приложение № 11),
    2. План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение № 12).
    3. Картотека Личных карточек формы № Т-2 и № Т")2 ГС") на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
    4. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
    5. Расписки в приеме документов воинского учета (приложение М 2).
    6. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в, организации.
    7. Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организации.
    8. Справочная информация по обязанностям граждан по воинскому учёту, мобилизационной подготовке и мобилизации.



    Журнал проверок

    Обязателен ли для ведения Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации?

    В каждой организации помимо картотеки, рабочей папки, приказа о назначении ответственного за воинский учет и согласованного плана работ также должен быть журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. В этом журнале будут давать свои комментарии и оценки представители администрации и военные комиссары, которые будут приходить с проверками – ежегодно при численности более 500 сотрудников и 1 раз в 3 года при численности менее 500 сотрудников.



    Личная карточка Т-2

    Как правильно заполнить Т-2 и организовать картотеку личных карточек граждан, пребывающих в запасе?

    Картотека личных карточек граждан, пребывающих в запасе строится по форме Т-2, но сортируется по составу:

    • отдельно личные карточки офицеров запаса;
    • отдельно личные карточки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса;
    •  отдельно личные карточки граждан, пребывающих в запасе, женского пола; 
    • отдельно личные карточки граждан, подлежащих призыву на военную службу.

    Все карточки Т-2 граждан, подлежащих запасу и работающих/работавших сотрудников, должны быть зафиксированы в журнале учета карточек Т-2. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. По форме журнала предусмотрены графы для отметок о постановке на учет и снятии с учета ГПЗ в организации. Обратите внимание, что ведение журнала допустимо в электронном виде. Однако во время проверки его нужно будет распечатать и представить инспектору в качестве подтверждения соблюдения требований. При увольнении сотрудника, карточка Т-2 переносится в архив. В отличие от карточек Т-2 по учету сотрудников, карточки Т-2 картотеки военнообязанных хранятся 3 года (карточки Т-2 работников – 75 лет) после увольнения.
    При приеме сотрудника, а также при построении картотеки военнообязанных, обратите внимание на корректность заполненных данных о воинском учете в карточке Т-2:

    • Состав (профиль) заполняется без сокращений исходя из данных документа воинского учета: командный, инженерный и технический, военно-гуманитарный,педагогический, юридический, медицинский, ветеринарный.
    • Полное кодовое обозначение ВУС также указано в документе воинского учета, вносится в карточку в полном соответствии с военным билетом. 
    • Категория годности к военной службе также представлена на соответствующей странице в военном билете. При этом, если запись о годности отсутствует, то проставляется категория годности «А» (так часто бывает у офицеров запаса). 
    • Наименование военного комиссариата проставляется в соответствии с последней записью в военном билете.
    •  Графа «Состоит на воинском учете» заполняется по следующим строкам: а) в случаях наличия мобилизационного предписания и (или) штампа о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний; б) на граждан, забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время (разд. I п. 4 военного билета).
    •  Отметка о снятии с воинского учета производится в личной карточке тех граждан, которые достигли предельного возраста пребывания в запасе или признаны не годными к военной службе по состоянию здоровья. 
    • Граждане, подлежащие призыву на военную службу (до 27 лет): графы «Категория запаса», «Состав (профиль)», «Полное кодовое обозначение ВУС» и «Состоит на воинском учете» не заполняются. В графе «Воинское звание» делается запись простым карандашом «подлежит призыву».
    •  Категория годности к военной службе записывается буквами в соответствии с данными документа воинского учета:

    А — годные к военной службе.
    Б — годные к военной службе с незначительными ограничениями.
    В — ограниченно годные к военной службе.
    Г — временно не годные к военной службе (срок переосвидетельствования).
    Д — не годные к военной службе (снимаются с воинского учета).
    (При отсутствии записей проставляется категория годности «А»)

    При построении картотеки нужно также обратить внимание на такие поля карточки, как «знание иностранных языков» и «образование». Военные комиссары обращают внимание на информацию в этих полях и считают, что они в обязательном порядке должны быть заполнены, несмотря на 152-ФЗ (О защите персональных данных) и на отсутствие требований к образованию по занимаемой должности работника. Данное мнение мотивировано тем, что эти данные военкоматам будут крайне необходимы на случай мобилизации или военного времени.



    Постановки организации на воинский учет

    Какие документы необходимо оформить для постановки организации на воинский учет?

    Для постановки организации на воинский учет необходимо подготовить пакет документов: карточка организации по ф-18 и план работ по воинскому учету на год, который также согласовывается ежегодно с районным военкоматом. Форма 18 заполняется исходя из статистических данных по сотрудникам организации на момент подготовки документа и содержит данные об организации, общей численности сотрудников, а также численности граждан, пребывающих в запасе и работающих в организации с выделением по составу и степени годности к военной службе. План работ готовится по форме, приведенной в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ. В зависимости от военкомата и региона, при постановке организации на воинский учет также могут потребоваться уведомление о постановке организации на воинский учет, форма 6, план замены специалистов на время мобилизации в военное время, а также список призывников.



    Назначение ответственного за ведение воинского учета

    Обязательно ли назначать ответственного за ведение воинского учета?

    Обязанность по ведению воинского учета «по умолчанию» возложена на руководителя организации. Однако на предприятии обязательно должен быть приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета с указанием замещающего его сотрудника на время отсутствия основного (командировка, отпуск, больничный). Форма приказа о назначении ответственного за воинский учет в организации приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. Приказ готовится ежегодно и в обязательном порядке согласовывается с военкоматом (после согласования на приказе появляется подпись военного комиссара с печатью военкомата, что является подтверждением выполнения правила согласования документа).



    Рабочая папка

    Какие документы необходимо изучить, приступая к работе по организации воинского учета?

    Прежде всего, необходимо изучить все руководящие документы. В этом поможет «рабочая папка», содержащая в распечатанном виде руководящие документы для ведения воинского учета (законы). Такая папка должна быть обязательно в каждой организации, содержать в себе ФЗ от 24.04.1996 № 61 «Об обороне», ФЗ от 24.01.1997 № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», ФЗ от 06. 03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» глава 21, Комментарии к Кодексу РФ «Об административных нарушениях» глава 21, ФКЗ от 27.12.2001 «О Военном положении», Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Методические указания по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

    В ходе проверки проверяющий инспектор обязательно обратит внимание на эту папку и, если её нет, то обязательно предпишет её завести. Кроме этого, предполагается, что сотрудник, отвечающий за воинский учет в организации, должен знать и постоянно изучать руководящие документы.



    Проверка: на что смотрят

    У нас планируется проверка. Что рассчитывает увидеть проверяющий?

    Проверяющий прежде всего проинспектирует сам факт ведения военного учёта – приказ об организации воинского учёта, о назначении на должность соответствующего работника, его должностную инструкцию, согласованный с военкоматом годовой план работы (а если работник освобождённый, то и квартальный), план сверок карточек. Все эти документы вместе с последними редакциями нормативных документов лучше поместить в отдельную папку. Инспектор, несомненно, поинтересуется, есть ли в компании специальный металлический шкаф для картотеки. Особое внимание, скорее всего, будет уделено правильности заполнения (и сверки) карточек T-2, разложенных на четыре части. Отдельную папку стоит завести и для документов по бронированию, то есть по учёту граждан, состоящих на специальном военном учёте. Если в компании имеются автомобили или другой транспорт, значит на неё распространяется военно-транспортная обязанность. Следовательно, положение о военно-транспортной обязанности и документы по подготовке техники к передаче в Вооруженные Силы РФ (если у вас есть мобилизационное задание на технику) лучше объединить в отдельную папку. Наконец, будьте готовы представить вниманию проверяющего дело, в которое подшита вся переписка с военными комиссариатами, - предоставление необходимых сведений, уведомления о приёме на работу и увольнении и т. д.



    Кто из работников должен состоять на военном учёте

    Кто из работников организации должен состоять на военном учёте?

    На военном учете должны состоять мужчины, годные по состоянию здоровья к военной службе, т.е. призывники и граждане, находящиеся в запасе. Не нужно учитывать отставников, то есть тех, кто достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан негодным к военной службе по состоянию здоровья. Военному учёту также подлежат женщины, годные по состоянию здоровья к военной службе, если они имеют военно-учётную специальность (врачи, медсёстры, метеорологи, связисты и т. д.).