Моя корзина
В корзине 1 товар
на сумму 0 руб.
+7 (495) 120-02-72

8 (800) 500-92-16

Как разработать положение о подразделении

Материал портала "Кадры решают все"

Положения о структурных подразделениях

Положения о структурных подразделениях не являются обязательным документом в соответствии с трудовым законодательством, однако именно в них закрепляется распределение «ролей» между подразделениями и сотрудниками внутри одной организации.

Требования к содержанию Положений могут быть определены внутренними документами организации (например, стандартом предприятия). Если таких документов у вас нет, то при разработке Положения можно использовать типовой шаблон Положения о структурном подразделении.

В любом случае при разработке Положения исходите из того, что в нем должны быть указаны:

  • место в структуре организации (самостоятельное подразделение или входит в состав департамента, управления и т. д.);
  • какими документами в своей деятельности руководствуется (федеральными законами, Уставом, другими документами предприятия);
  • структура подразделения;
  • непосредственный руководитель подразделения;
  • основные задачи подразделения;
  • функции, права, ответственность подразделения.

Для того чтобы избежать споров о компетенции и ответственности за выполнение тех или иных функций, тщательно продумывайте содержание Положения о структурных подразделениях и составляйте его как можно более подробным.

Положение визируется руководителем подразделения и утверждается руководителем организации.

СТАНДАРТ РАЗРАБОТКИ
ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к содержанию, а также общие правила разработки, принятия и регистрации, внесения изменений и пересмотра Положений о структурных подразделениях Общества (далее — Положений о подразделениях, Положений).

Настоящий стандарт применяют все подразделения Общества.

2. Назначение и статус Положений о подразделениях

  • Положение о подразделении - внутренний организационный документ, разрабатываемый с целью организационно-правового закрепления за подразделением функций управления, рационального разграничения полномочий, установления прав, обязанностей и ответственности руководителя подразделения.
  • Положения о подразделениях являются составной частью документации Общества.
  • Положения о подразделениях являются основанием для разработки типовых и, при необходимости, персональных должностных инструкций сотрудников подразделений.
  • Положения о подразделениях разрабатывают в соответствии с действующими организационно-управленческими документами и настоящим стандартом.

Для подразделений, непосредственно подчиняющихся генеральному директору, Положения утверждаются приказом генерального директора. Для других подразделений Положения утверждаются директором, в компетенции которого в соответствии с утвержденной организационной структурой и распределением полномочий находятся данные подразделения

3. Общие требования к построению, содержанию и оформлению Положений о подразделениях.

3.1. Положения о подразделениях в общем случае включают следующие структурные элементы и разделы:

  • титульный лист;
  • наименование;
  • основное назначение;
  • нормативные основания деятельности;
  • структура подразделения;
  • функции подразделения и распределение ответственности;
  • взаимодействия;
  • материальное и информационное обеспечение;
  • обеспечение условий труда и безопасности персонала;
  • делопроизводство и конфиденциальность.

3.2. Состав и порядок расположения разделов Положения, наименования отдельных разделов могут быть изменены с учетом специфики подразделения.

3.3. В разделе «Основное назначение» указывают:

  • место подразделения в структуре предприятия (подразделение может быть как самостоятельным, так и входить в состав более крупного подразделения);
  • подчиненность подразделения (кому подчиняется подразделение — непосредственно генеральному директору или директору по направлению, начальнику управления, службы, отдела и т. д.);
  • целевое назначение (основные задачи) подразделения;
  • порядок создания и ликвидации подразделения (при необходимости).

3.4. В разделе «Нормативные основания деятельности» приводят перечень внешних и внутренних нормативных документов, в соответствии с которыми разработано данное Положение, 3.5. В разделе «Структура подразделения» в соответствии со спецификой подразделения указывают:

  • структуру подразделения, порядок ее формирования и утверждения;
  • порядок назначения на должность, снятия и замещения руководителя подразделения (при необходимости указывают квалификационные требования к руководителю — образование, стаж, квалификационную категорию);
  • основные задачи руководителя подразделения;
  • наличие заместителей, их количество, порядок распределения между ними основных задач подразделения (должностных обязанностей);
  • порядок утверждения Положений о структурных единицах подразделения, утверждения должностных инструкций работников;
  • порядок формирования штата подразделения.

Структуру подразделения отражают:
текстовым способом — путем перечисления структурных единиц (подразделений либо групп работников, выполняющих работы по отдельным направлениям, либо отдельных работников) и описания взаимосвязей между ними;

  • графическим способом —- в виде схемы, на которой отражены структурные единицы подразделения, административные (сплошные линии) и, по возможности, функциональные (пунктирные линии) взаимосвязи между ними.

3.6. В разделе «Функции подразделения и распределение ответственности» отражают:

  • основные действия или виды работ, которые выполняет подразделение для решения поставленных перед ним основных задач;
  • распределение функций (обязанностей) и ответственности между работниками подразделения;
  • должностные обязанности, персональные права и ответственность руководите ля подразделения в соответствии с действующим законодательством (при необходимости).
  • Функции излагают в порядке значимости или очередности выполнения.
  • В Положениях о подразделениях, как правило, указывают, что ответственность работников подразделения устанавливается должностными инструкциями.

3.7. В разделе «Взаимодействия» описывают:

  • взаимодействие подразделения с другими подразделениями и должностными лицами на уровне материальных (работы, материальные ценности) и информационных (документы) потоков;
  • периодичность и сроки выполнения работ, предоставления информации, документов, материальных ценностей;
  • порядок разрешения разногласий, возникающих между подразделениями.

3.8. В разделе «Материальное и информационное обеспечение» описывают:

  • внутренние и внешние источники и порядок обеспечения подразделения оборудованием, мебелью, средствами оргтехники и др.;
  • организацию учета и сохранности материальных ценностей;
  • порядок обеспечения нормативными документами, литературой и другими информационными ресурсами.

3.9. В разделе «Делопроизводство и конфиденциальность» приводят номенклатуру дел, ведущихся в подразделении, и указывают должностное лицо, ответственное за делопроизводство. При большом объеме номенклатуру дел приводят в приложении. При необходимости в данном разделе устанавливают виды информации (документов) конфиденциального характера, а также правила обращения с указанной информацией.

3.10 В разделе «Обеспечение условий труда и безопасности персонала» приводят правила поддержания санитарно-гигиенического состояния закрепленных за подразделением помещений и обеспечения безопасности работ либо ссылки на нормативные документы, устанавливающие данные правила, а также указывают ответственных должностных лиц.

4. Разработка, утверждение, введение в действие и регистрация Положений о подразделениях

4.1. Разработку и согласование Положений о подразделениях структурные подразделения осуществляют самостоятельно. Разработку Положения выполняет, как правило, руководитель подразделения.

4.2. Исполнитель разрабатывает проект Положения о подразделении.

4.3. Проект Положения о подразделении согласовывают с вышестоящим руководителем и заинтересованными должностными лицами. Согласование может осуществляться, например, с:

  • руководителями подразделений, с которыми взаимодействует данное подразделение;
  • начальником управления кадров;
  • начальником юридической службы.

Конкретный состав согласующих подразделений и должностных лиц определяет руководитель подразделения,

4.4. Ознакомление сотрудников подразделения с утвержденным Положением организует руководитель подразделения.

5. Изменение, пересмотр и отмена Положений о подразделениях

5.1. Изменения в Положения о подразделениях вносят руководители подразделений в следующих случаях:

  • при плановом пересмотре Положения;
  • при реорганизации, переименовании подразделения и изменении его подчиненности, а также изменении штатного расписания;
  • при изменении нормативных оснований деятельности;
  • по инициативе руководства и сотрудников подразделения с целью улучшения деятельности.

5.2. Порядок согласования изменений к Положениям аналогичен порядку согласования Положений. Срок внесения изменений — один месяц.

5.3. При необходимости внесения большого количества изменений разрабатывают новую редакцию Положения.

5.4. Плановый пересмотр Положений осуществляют руководители подразделений не реже одного раза в пять лет.

5.5. Отмену действующего Положения о подразделении осуществляют при утверждении новой редакции или ликвидации данного подразделения. При необходимости вносят соответствующие изменения и дополнения в действующие организационно - управленческие документы Общества.


Возврат к списку