Использование штампов в рабoте кадровика

Скоробогатова Т.

Требования к штампам содержатся в Национальном стандарте Российской Федерации «Печати мастичные удостоверительные. Форма размеры и технические требования», разработанном в соответствии ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

В настоящее время не существует нормативного акта, который регулировал бы порядок изготовления, использования, учета, хранения и уничтожения штампов; организации осуществляют эту деятельность самостоятельно.

До 2005 г. на территории столицы действовали «Временные правила изготовления и основания для уничтожения печатей и штампов на территории г. Москвы», утвержденные Распоряжением Мэра Москвы от 25.08.98 № 843-РМ, которые подробно регламентировали эти вопросы.

С принятием московским Правительством Постановления от 8 февраля 2005 г. № 65-ПП «О ликвидации Московской регистрационной палаты» Временные правила прекратили свое действие, однако содержащиеся в них требования успели войти в деловую практику и стали ее обыкновениями, поэтому статья изложена через призму этого уже недействующего акта.

Размеры и формы штампов

Размеры и формы простых штампов, используемых для внутренних документов организации, могут быть самыми разными с учетом потребностей и специфики ее деятельности. В основном используются штампы прямоугольной формы, где обычно указывается справочная информация или реквизиты организации (наименование, адрес, телефон, ИНН и т.п.), а также треугольные – как правило, используемые для внутренних документов и справок.

Информация для штампа может размещаться как в одной, так и в нескольких строках, причем отдельные строки могут выделяться шрифтом другой формы или размера. Вообще размеры штампа зависят от объема и содержания информации, которую вы хотите указать, а также от наличия имеющейся или приобретаемой оснастки. В роли оснастки может быть как прикладная или ручная оснастка, изготавливаемая из различных материалов (камень, дерево, стекло, керамика, металл, пластмасса), так и сложный дорогостоящий механизм.

Виды штампов

Работники кадровой службы часто используют штампы для проставления служебных отметок о получении, регистрации, прохождении и исполнения соответствующих документов. К таким документам относятся различные справки с места работы, документы, связанные с трудовой деятельностью сотрудников. Причем количество штампов законодательством не ограничивается.

Так, отдел кадров может иметь ряд дополнительных и вспомогательных штампов в соответствии с артикулами:

  1. «Копия верна» (размер 14 × 38 мм) – применяется для заверений копий документов.
  2. «Выдан вкладыш серия _____ № ______»(размер 60 × 33 мм) – применяется для проставления отметки о выдаче нового вкладыша в трудовую книжку (руководствуясь статьей 39 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»: «При выдаче каждого вкладыша в трудовой книжке ставится штамп с надписью «Выдан вкладыш» и указывается сериия и номер вкладыша»;
  3. «С записью ознакомлен (а)» (размер 18 × 47 мм) – применяется при внесении записи об увольнении в трудовой книжке или вкладыше к трудовой книжке;
  4. «Экземпляр организации» (размер 10 × 27 мм) – применяется для маркировки кадровых документов и хранится в организации;
  5. «Экземпляр сотрудника» (размер 10 × 27 мм) – применяется для маркировки экземпляра для сотрудника;
  6. «Всего скреплено и пронумеровано _____ лист(ов)» (размер 33 × 60 мм) – применяется при изготовлении и заверении листов на документе (количество листов указывается цифрами);
  7. «Второй экземпляр документа на руки получен " (размер 23 × 59 мм) – применяется при составлении документов в двух экземплярах, а также при передаче второго экземпляра на руки сотруднику. Например, трудового договора в письменной форме, в соответствии с ч. 1 ст. 67 ТК, которая предусматривает, что один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. При этом получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
  8. «Фамилия … изменена на фамилию … на основании …» (размер 33 × 60 мм) – применяется при внесении записи об изменении фамилии в трудовой книжке. Согласно пункту 3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69, «указанные изменения вносятся на первую страницу (титульный лист) трудовой книжки. Одной чертой зачеркивается прежняя фамилия или имя, отчество, дата рождения и записываются новые данные. Ссылки на соответствующие документы делаются на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются подписью работодателя или специально уполномоченного им лица и печатью организации (или печатью кадровой службы)».
  9. «Сведения об образовании и специальности дополнены на основании диплома о высшем образовании серия _______ № ____ выдан «__» __________ 201__ г.» (размер 37 × 76 мм) – применяется при внесении записи об изменении сведений об образовании в трудовой книжке. В соответствии с пунктом 2.4. Инструкции по заполнению трудовых книжек, «изменение (дополнение) на первой странице (титульном листе) трудовой книжки записей о полученных новых образовании, профессии, специальности осуществляется путем дополнения имеющихся записей (если они уже имеются) или заполнения соответствующих строк без зачеркивания ранее внесенных записей».
  10. «Дубликат» (размер 10 × 14 мм) – применяется при выдаче дубликата трудовой книжки на основании пункта 1.2. Инструкции по заполнению трудовых книжек «При этом в правом верхнем углу первой страницы дубликата трудовой книжки делается надпись: «Дубликат». На первой странице (титульном листе) прежней трудовой книжки пишется: «Взамен выдан дубликат» с указанием его серии и номера».

Многие штампы для внутренних документов можно приобрести готовыми, а изготовление некоторых штампов, необходимых для обеспечения деятельности, надо заказывать у сторонних организаций, выполняющих полиграфические или штемпельно-граверные работы. Для начала процедуры изготовления штампа руководителю структурного подразделения необходимо составить письменную заявку, содержащую эскиз штампа и согласовать ее с руководителем организации. К письму следует приложить эскиз штампа, выполненный методом компьютерной или чертежной графики с указанием его размеров и требуемой оснастки. Письмо необходимо составить на фирменном бланке организации по форме, приведенной в приложении № 1.

Поступившие печати и штампы должны быть немедленно зарегистрированы. Штампы могут выдаваться руководителям структурных подразделений лишь под расписку.

Учет и хранение штампов

Для учета штампов Правила предписывали вести журнал, который находится в кадровой службе и хранится в надежно запираемых и опечатываемых шкафах или сейфах. Эта регистрационная форма и сейчас помогает кадровикам четко фиксировать каждый случай выдачи штампа, чтобы впоследствии избежать претензий по поводу того, что штампы могли быть не выданы или утеряны. На журнале учета штампов проставляется пометка «Для служебного пользования», листы нумеруются, прошиваются, скрепляются печатью и подписью руководителя организации. Сотрудник, персонально ответственный за учет, использование и хранение штампов, назначается распорядительным документом руководителя компании. Поступившие печати и штампы должны быть немедленно зарегистрированы. Штампы могут выдаваться руководителям структурных подразделений лишь под расписку. Журнал учета штампов представлен в приложении № 2 и может содержать следующие колонки:

  • номер по порядку,
  • оттиск или эскиз штампа,
  • «получил» с датой и подписью,
  • «сдал» с датой и подписью,
  • примечание.

Пришедшие в негодность штампы аннулируются по акту специально созданной комиссией с указанием оттиска и способа уничтожения штампа. Данный акт является основанием для внесения отметки об уничтожении штампа в журнал учета штампов.

Упорядочение использования штампов в организации регламентируется, представляющим собой обычно инструкцию о порядке учета, использования, хранения и уничтожения штампов, примерный образец которой приведен в Приложении № 3. Инструкция утверждается первым лицом организации.

Таким образом, различные штампы могут оптимизировать работу в кадровом делопроизводстве: они ускоряют обработку документов, обозначают его статус и упорядочивают документооборот организации, поэтому необходимы любой кадровой службе.

Приложение 1

Образец бланка письма об изготовлении штампа

Образец бланка письма об изготовлении штампа

Приложение 2

Форма журнала учета штампов

Форма журнала учета штампов

Приложение 3

Инструкция по регламентированию учета, использования, хранения и уничтожения штампов (примерный образец)

Инструкция по регламентированию учета, использования, хранения и уничтожения штампов (примерный образец)

Возврат к списку